Музыка и раннее развитие ребенка: разбираемся, где и как обучать.

MamaPro.by объясняет, какую роль может сыграть музыка в гармоничном воспитании малыша
Существует расхожее мнение о том, что музыкальный слух – это дар, что-то вроде таланта и имеется далеко не у всех. Однако, согласно статистическим данным, только у 5% жителей Земли, действительно, отсутствует музыкальный слух, но при этом степень развития слуха, разумеется, может отличаться у разных людей. И точно так же, как можно укрепить свои мышцы, занимаясь в спортзале, можно развить свой слух.
Зачастую дети, особенно маленькие, не умеют управлять своим голосом, голосовыми связками, вследствие чего не могут точно передать звучание ноты или мелодии, которое существует в их сознании в абсолютно верном варианте. Отсюда рождается распространенное заблуждение, что ребенок, который поет фальшиво, лишен музыкального слуха в принципе. Но наука с этим спорит!
Факты воздействия музыки: растим возможного Нобелевского лауреата
На протяжении многих веков музыкальное образование занимало свое почетное место рядом с арифметикой, геометрией, риторикой и прочими свободными науками. Еще в древности выделяли три направления влияния музыки на человеческий организм: на духовность и интеллект, на физическое развитие тела. Например, точно установлено, что музыка оказывает заметное воздействие на минутный объем крови, частоту пульса, кровяное давление, уровень сахара в крови, стимулирует процессы восприятия и памяти, активизирует творческое мышление и так далее!
Интересный факт, что среди любителей музыки непропорционально велика доля ученых. Большой интерес здесь представляют слова М.С. Казиника, нашего земляка, выдающегося скрипача, лектора-музыковеда, профессора Драматического института Стокгольма, ведущего эксперта Нобелевского концерта, которого многие по праву считают одним из самых эрудированных людей современности: «Когда в 2005 году я проинтервьюировал нобелевских лауреатов, спросив их о детстве, выяснилось, что все они учились музыке, что у них есть любимые композиторы. Поэтому я часто говорю: «Дорогие папы, мамы, бабушки и дедушки, если вы хотите, чтобы ваш ребенок стал лауреатом Нобелевской премии, начните с музыки». Есть высшая невербальная сила, выстроенная по законам космической гармонии, космических вибраций, – это музыка. Ребенку нужно дарить гармонию! Кстати, Перельман, тот самый, что доказал теорему Пуанкаре, – он ведь никак не мог выбрать, когда пришло время, в какое поступать высшее учебное заведение. Он выбирал между математическим факультетом и ленинградской (или петербургской) консерваторией. Почти никто об этом не знает, а Перельман – блестящий скрипач».
В ряде исследований показано также, что те, кто занимался музыкой в детские годы, впоследствии гораздо легче осваивают иностранные языки. Здесь особое значение приобретает то, что пение и речь физиологически тесно связаны друг с другом. Поэтому когда ребенок поет, параллельно очень активно развивается речь. Кроме того, ребенок, приобщенный к музыке, легко схватывает мелодику иностранных языков и особенности произношения.
В 90-е годы в СМИ широко обсуждался обнаруженный учеными так называемый «эффект Моцарта», суть которого состояла в улучшении мыслительных процессов и повышении IQ при регулярном прослушивании музыки гениального композитора. Впоследствии выдвинутая теория была раскритикована в связи с ошибками, допущенными в ходе эксперимента. Доказанным фактом принято считать краткосрочное увеличение активности центральной нервной системы и общего эмоционального фона, что благотворно влияет на выполнение поставленных задач. Совершенно особенное воздействие музыки на человека доказывает и тот факт, что уже более 50 лет существуют такие направления в медицине и в психологии как музыкальная и вокальная терапия, очень популярные в настоящее время. Эти методики достаточно широко используются в больницах, школах, центрах развития и даже исправительных учреждениях.
Где учиться музыке в Минске?
Заниматься музыкой с детьми постарше можно в государственных и частных музыкальных школах, с репетиторами. Для самых маленьких деток выбор, естественно, значительно меньше, однако и тут есть очень интересные предложения. Например:
Музыкальная студия детского театра «Бусы. Бусинка к бусинке» – «Музыкальная шкатулка». Каждое занятие – маленькая музыкальная сказка, в которую приглашаются дети от 2 лет и родители. Все вместе проживают историю через музыку, движение, танец, игру, побегушки и попрыгушки и даже потягушки, прибаутки и пение. Сказка рассказывается бусинка за бусинкой, создавая узор музыкальных бус. В ходе занятий происходит знакомство с инструментами, музыкальными и шумовыми звуками, стихотворениями и песнями, танцами и играми со всего света. Дети учатся слушать и слышать, сравнивать и отличать, фантазировать и «фонтанировать», учатся чувствовать музыку везде и всюду, украшая ею детство.
Перкуссионная школа (включая экзотические, народные и традиционные инструменты) «Стучите на здоровье» детского театра «Бусы. Бусинка к бусинке». Преподаватель – Леонид Павленок (дядя Леня), мультиинструменталист, композитор, артист группы (НагУаль, Рэха, бэби-театр «Бусы»). Музыкальный стаж работы –25 лет.
Эстетический центр на базе детской музыкальной школы искусств №10 имени Е.А.Глебова для детей от 3 лет.
Школа музыкантов Talant. Детям преподают развивающий вокальный курс и игру на музыкальных инструментах. В школу приглашают малышей с 2 лет. На уроках с ними изучают музыкальную теорию, развивают мелкую моторику, координацию полушарий мозга, учат петь, знакомят их с детскими инструментами.
Музыкальная студия под руководством артиста «Национального оркестра РБ под управлением М.Я. Финберга» в семейном центре «Дарвик». На занятиях предполагается погружение в музыкальную атмосферу, обучение деток слушать, слышать и воспринимать музыку, эмоционально откликаться на нее, рассуждать, творить. Различные современные методики ненавязчиво помогают в этом, оставляя время для свободы действия.
В семейном центре «Дарвик» также предлагают индивидуальное обучение игре на фортепиано. Занятия ставят целью развитие интеллекта и эстетики, чувства прекрасного, моторики и слуха. Даже если ваш ребенок не станет пианистом, он научится слышать мир через музыку.
Занятия «Вместе с музыкой» в детском центре «Kidster» для детей от 1 до 2,5 лет. На занятиях ребенок получит возможность развить свои природные творческие и музыкальные задатки, а маме занятия помогут наладить с ним эмоциональный контакт, понять, почему он проявляет свою личность именно так и как с ним ладить. Эмоциональный контакт мамы и ребенка — это важный момент детского раннего развития. Музыка помогает учиться быть в ладу со своим малышом, общаться с ним на его языке, налаживать теплоту в отношениях и устанавливать душевную связь.
Занятия музыкой на курсе «Музыкальная шкатулка» в детском центре развития «Волшебный мир детства». Курс рассчитан на детей дошкольного возраста (3-7 лет) и направлен на развитие творческих способностей ребенка, его эстетического вкуса. На занятиях дошкольники будут иметь возможность заниматься разнообразными видами музыкальной деятельности: слушанием музыкальных произведений, пением, элементарным музицированием (игрой на детских музыкальных инструментах).
Музыкальные занятия в детском спортивно-развивающем центре «Твои секреты» для детей от 1 до 7 лет. Обучение музыке является здесь дополнением развивающих занятий в группах, которые работают по методике Марии Монтессори. В частности, малыши играют на шумовых музыкальных инструментах. Игра на шумовых инструментах помогает развить слух, ритм и музыкальную память. Кроме этого, у малышей формируются навыки общения, улучшается мелкая и крупная моторика. Детишки также знакомятся с азами теории музыки, с нотами и музыкальной грамотой.
Курс «Музыка» в детском центре развития и фитнеса «Лелек» для деток от 1 года. На занятиях малыши играют на детских музыкальных инструментах, напевают песенки-попевки. Педагог проводит музыкальные ритмические разминки, игры на развитие слухового восприятия, показывает простейшие коммуникативные танцы.
Фото: freepik.com
21 Оставьте свое мнение:
Оставьте свое мнение
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Я во время беременности на прогулках всегда слушала Моцарта. И в первый год жизни малыш всегда успокаивался под эту музыку.
Музыка способствует активному развитию ребёнка, очень полезная статья.
Отличное продолжение предыдущей статьи, спасибо.
Вот не могла слушать классику ни до беременности, ни во время, ни после, ребенку не включаю. Совесть немного мучает, но не нравится мне. Может мало слушала?)
пусть ребенок сам выбирает что ему интереснее) или музыка или спортивные секции. Буду прислушиваться к его мнению. А заставлять не буду.
статья полезная)
Очень полезная статья, как раз для нас актуальна.
Спасибо за список,куда можно ребенка отдать для занятий музыки.Еще бы интересна была бы статья про танцы такого возраста
Когда малыш был в животике очень часто включала классику, а вот с рождением малыша не включает, слушаем детские песенки
Самое главное, чтобы ребенку нравилось этим заниматься!
Тут от ребенка зависит, хочет или нет)
Скачала с плей-маркета на телефон сборник детских песен
Мне кажется если нет слуха, то развивай, ни развивай, ничего не получится. Хорошая подборка школ.
Полезная статья, Спасибо!!
Важный аспект в развитии
Сложный вопрос!!! Даже очень!
Может ребенок и не хочет, но отказать родителям не может
К прекрасному нужно приучать с детства,даже если ребенок не будет музыкантом,зато будет развит в разном направлении,не помешает…
полезная статья
Младший (10 месяцев) очень любит слушать когда брат играет на гитаре. Готов проползти всю квартиру. Самый преданный слушатель.
Класс!
Очень полезная статья. Спасибо за список.
Понравилась статья!
Список сохранила 🙂