Конспект к курсу “Развитие ребенка в первый год жизни”

#1. Новорожденный ребенок
Период новорожденности длится 28 дней и потом переходит в следующий возрастной период.
Какие особенности имеет новорожденный? Когда он родился, в первую минуту он подлежит оценке. Существует так называемая шкала Апгар. Определяются 5 показателей на первой минуте и через 5 минут жизни ребенка. Каждый показатель оценивается в баллах (0,1, 2). Всего таких показателей пять. Так и складываются цифры: например, оценка по шкале Апгар – 8/9 или 8/10, бывает 9/9.
Первый показатель – это цвет кожных покровов. Он бледно-розовый – значит, 2, если пальчики немножко синеватые – это 1, если ребенок бледный или синюшный – это 0. Далее определяется мышечный тонус. Ребенок не должен быть дряблым, он должен иметь тонус. Так, балл 0 – это гипотония, ребенок как тряпочка в руках акушера.
Третье – это рефлексы. Уже новорожденный ребенок должен показывать рефлексы. Например, это может быть хватательный рефлекс.
Самое главное – это крик ребенка. Четвертый показатель – как ребенок кричит, потому что идет оценка дыхания. Если громко, равномерно – это, конечно, 2 балла. А если не кричит – будет 0 баллов.
И еще один важный показатель – частота сердечных сокращений. Это определяет неонатолог через фонендоскоп. Если частота сердечных сокращений до 100 – это уже плохо, это будет оценка 1 балл. Если выше 100 – конечно, 2 балла.
Вот мы и оценили нашего ребенка по шкале Апгар. Учитываются еще и другие показатели: например, в роддоме проверяют, не сломаны ли у ребенка ключицы, каково состояние родничка, каковы размеры родничка, нет ли кефалогематом (это подкожные кровоизлияния), на месте ли все пальчики. Конечно, проверяют пол ребенка. Маме сразу покажут малыша и спросят: «Мальчик или девочка?», чтобы мама четко знала, кто у нее родился. И потом ребенок поступает в руки неонатолога, который вместе с медсестрой обрабатывает тельце с первородной смазкой и продолжают оценку. Мама в это время, радостная и счастливая, находится в родильном кресле и осознает, что счастье случилось.
Важнейшим на первом месяце жизни для ребенка, помимо вопросов ухода за ним, купаний, выгуливания, являются вопросы вскармливания, потому что новорожденный спит в среднем 18-20 часов в сутки, а в остальное время кушает.
Лактация у женщины появляется, как правило, на третьи сутки. Первые двое суток ребенку дают небольшое количество молочной смеси. А когда появляется молоко, то мамина задача – не только правильно ухаживать за состоянием своей груди и сосков, но и частое прикладывать малыша к груди, потому что ребенок своим сосанием будет стимулировать лактацию у мамы.
Молодые женщины спрашивают: «А как часто прикладывать?». Бывает и 10, и 12 раз приходится прикладывать новорожденного, пока мама и малыш привыкнут друг к другу.
Важно, как ребенок заглатывает сосок. Он должен захватить сосок вместе с ареолой, тогда будет полноценное сосание.
К сожалению, 70-80% кормящих женщин не имеют в составе молока достаточного количества того или иного витамина или микроэлемента. И самым распространенным здесь является кальций, потом железо.
Поэтому очень важно, как питается кормящая мама. Она должна получать достаточное количество белка (это мясо, молочные продукты) ежедневно. Она должна получать достаточное количество углеводов − а это крупы, хлебобулочные изделия, картофель, макаронные изделия. Также мама должна получать достаточное количество витаминов, потому что во время беременности она работала за двоих.
Очень важно, как женщина питалась в период беременности. Часто она приходит к родам уже с каким-то дефицитом витаминов или микроэлементов, поэтому в питании кормящей женщины очень часто добавляют те или иные витамины, а лучше всего сбор необходимых витаминов, чтобы там обязательно были витамины группы B, витамин D, витамины А и Е, аскорбиновая кислота.
После кормления ребенка, конечно, желательно держать на руках. Причем имеет значение его положение. Очень часто все мамы прижимают его животиком. Но помните: у малыша животик полный грудного молока, поэтому есть другие положения – например, положения на боку.
Положение на боку профилактирует еще возможное срыгивание и последующую за срыгиванием аспирацию молока. А дети иногда срыгивают. Причем чаще всего эти срыгивания касаются избыточного молока. Ребенок переел, поэтому лишнее он стремится удалить. Когда ребенок на руках уснул, мы положим его на бочок, в кроватку. Чтобы он не катался, можно положить валик под спинку.
Состав грудного молока во многом зависит еще от того, что мама ест. Оказывается, что кормящая женщина, то есть молодая мама, нуждается в витаминах, нутриентах, микроэлементах на 90% больше, чем женщина, не кормящая грудью. И вот состав этого грудного молока должен быть полноценным, качественным, поэтому приходится использовать иногда и добавки в обычный рацион кормящей мамы. А соотношение витаминов, соотношение как макро-, так и микроэлементов может подсказать педиатр.
#2. 1 месяц
Ребенку исполнился месяц. Это уже не новорожденный, а грудничок. За этот месяц он набрал 600 грамм веса, даже бывает и больше, и вырос на 2-3 см, потому что хорошо питался.
Что характеризует ребенка в месячном возрасте? Во-первых, он четко фиксирует взгляд. Он начинает видеть контуры мамы и папы, но пока размыто, это особенности зрения ребенка. Он достаточно хорошо слышит и поворачивает голову на звук. Он, конечно, не может анализировать, что слышит, что видит, но он различает запахи. Особенно ему нравится запах мамы.
Ребенок начинает в положении на животе поворачивать голову, и мы можем даже посмотреть, как он приподнимает голову и стремится ее удержать. А иногда в положении на руках голова малыша не качается из стороны в сторону, а достаточно уверенно держится – это говорит о развитии мышечного тонуса. К этому времени у ребенка уходят рефлексы периода новорожденности, и он уже не будет так крепко держаться за ваши пальчики. Также нет рефлексов ротового автоматизма, потому что ребенок уже развивается.
В этот период, поскольку малыш уже фиксирует взгляд, реагирует на звуки, мы можем в воспитании и развлечении использовать различные игрушки. Игрушки надо подвешивать на расстоянии примерно 50 см, потому что малыш еще не будет их хватать, но смотреть на них он может. В месяц малыш цветов еще не различает. Но звуки он слышит, поэтому можно использовать погремушки или какие-то звуковые карусельки. Но напомню: они должны быть на расстоянии примерно 50 см, потому что ближе он не видит ничего, а на расстоянии 40-50 см он фиксирует взгляд и видит, что здесь что-то крутится, играет, светится.
Очень важным является, конечно, питание мамы в этот период. Все педиатры мира двумя руками голосуют за грудное вскармливание, потому что мамино молоко содержит все, что нужно ребенку: белки, жиры, углеводы, витамины, микроэлементы, также очень важны иммуноглобулины. Ребенок получает пассивный иммунитет от мамы, готовую защиту. Никакая молочная смесь не будет содержать иммуноглобулины.
Поэтому очень важным является то, как женщина питается, какой дефицит витаминов и микроэлементов она испытывает. Например, на втором месяце жизни у ребенка потихонечку начинает снижаться гемоглобин, идет замена фетального, то есть внутриутробного, гемоглобина на его жизненный. Поэтому иногда гемоглобин начинает снижаться. И очень важным здесь является в мамином питании достаточное количество железа и витамина В6. И, конечно же, витамина B12, его также называют витамином кроветворения. Если дефицит возникает у мамы, ребенку она никак не поможет.
Имеют значение комбинации макро- и микроэлементов с витаминами. Например, все знают, что кальций, необходимый для роста, для костей и развития, усваивается только в присутствии витамина D. Витамин D напрямую связан с кальцием. Но с кальцием связан и фосфор. А без магния фосфорно-кальциевая парочка работает плохо, поэтому магний в питании тоже важен. Но магний так просто не будет усваиваться, ему нужен витамин B6. Видите, какая закономерность и взаимосвязь?
Еще одно интересное исследование. Если мама будет принимать целый комплекс искусственных таблеток, всех вышеперечисленных витаминов – то будет очень легко навредить маме, нарушить ее пищеварение или обмен веществ, спровоцировать какую-то аллергическую реакцию.
Поэтому ученые придумали микрогранулирование – когда тот или иной нутриент находится как бы в капсуле и всасывается в кишечнике кормящей женщины, не перемешиваясь с другими. Наука знает, что если 3-4 элемента перемешать, то мы поможем получить даже вред. Поэтому придуманное микрокапсулирование очень полезно для мамы, потому что она получит все необходимое. И в конечном итоге через ее молоко ребенок также не будет испытывать дефицита в тех или иных витаминах и микро- и макроэлементах.
Особенности данного периода характеризуются еще тем, что ребенок меньше начинает спать и больше бодрствовать. И будьте внимательны: он начинает аккуратно двигаться в кроватке, поэтому смотрите, чтобы он случайно не лег после еды, абсолютно горизонтально, чтобы не аспирировал молочко. Поэтому кладите ребенка на бочок и внимательно смотрите, чтобы он умел спать и на другом бочке, потому что его мягкие косточки и швы, которые еще нескоро закроются, могут немного деформировать череп, если положение головы будет все время одинаковым.
А поскольку ребенок больше бодрствует, советую родителям разговаривать с ним. Он не понимает ваших слов и предложений, поэтому можно говорить что угодно. Он слышит вашу интонацию и тембр голоса, поэтому разговаривайте нежным и спокойным голосом, а вот слова здесь значения не имеют.
Еще хочу дополнить по вопросам ухода. Многие мамы используют различные травяные ванночки для детей. Уверяю вас, если кожа ребенка гладенькая, на ней нет никаких высыпаний, то в травах и отварах купать ребенка вовсе необязательно. Достаточно будет просто воды из-под крана. А если мы хотим уже помыть его, то два раза в неделю используются детские шампуни, мыло, бальзамы, кремы – все по уходу за кожей и волосами ребенка.
А водные процедуры в виде просто ванны – каждый день. Уже с этого месяца можно добавлять различные надувные приспособления – это могут быть воротнички, круг, нарукавники. Ребенок вышел из водной среды мамы, поэтому такую ежедневную водную процедуру он будет принимать с удовольствием. Сделайте ему ритуал перед сном – водные процедуры. И тогда сон у него будет очень крепким!
#3. Ребенку 2 месяца
Ребенку 2 месяца. Он прибавил в весе еще аж 800 г и добавил еще 3 см в длину!
А как изменилось его нервно-психическое развитие? Он четко видит, четко реагирует на маму, слышит звуки и в это время он начинает лопотать. Он произносит звуки в ответ на мамину речь. Мы говорим, что это «гуление». Гулит или не гулит ребенок – показатель его нервно-психического развития. Поэтому, когда мама или папа разговаривают, он поворачивает голову и улыбается – тоже критерий. Улыбка – это тоже критерий.
Ребенок активно начинает исследовать свой рот – это развитие координации движений. Он начинает сосать ручку с пальчиками, а потом может и кулачок. Не мешайте ему исследовать! Это развитие координации движений и исследование окружающей среды. Некоторые детки постарше и ногу могут в рот засунуть и пососать. Самое главное – чтобы ногтики были подстрижены, чтобы ребенок не поцарапал себе полость рта, лицо или губы, потому что движения еще не полностью скоординированы.
Важнейшим является разговор, контакт, потому что малыш изучает мир, мы его кормим, даем ему тепло, мы за ним ухаживаем. Но контакт заменить нельзя. Поэтому разговаривайте с ним, объясняйте ему, что его окружает, говорите, что угодно, что в голову придет, потому что полностью он еще не осознает смысл сказанного. У него еще нет ассоциативного мышления и нет оперативной памяти, которая позволяет ему реагировать на ваши слова. Он реагирует только на речь, тембр, звук, громкость. В это время вы можете наблюдать: когда возникает резкий звук, он может резко вздрогнуть. Он четко слышит, и он реагирует на этот звук – это тоже его развитие.
Очень хорошо дать малышу что-то в руки. Но помните: это начало периода исследования, поэтому все, что рядом с ним, будет во рту. Предусмотрите, пожалуйста, чтобы это были безопасные и чистые вещи, чтобы не было мелких деталей, которые он может проглотить или еще хуже – аспирировать.
Поскольку в этот период жизни происходит ярко выраженное созревание центральной нервной системы, очень важным является, чтобы ребенок достаточно получал полиненасыщенные жирные кислоты типа Омега-3. Ведь эти жирные кислоты организм наш не синтезирует, он может получить их только извне. Так они и называются – незаменимые жирные кислоты Омега-3. Также важна ДГК — докозагексаеновая кислота, одна из важнейших омега-3 кислот. Она уменьшает риск развития аллергии и воспалительных заболеваний у матери и новорожденного.
Больше всего жирных кислот содержится в красных сортах рыбы, морской капусте, морепродуктах. Но есть люди, которые не переносят морепродукты в силу особенностей пищеварительной системы или присутствия аллергии на красную рыбу, икру.
Получается, дети, не получая эти необходимые жирные кислоты через материнское молоко, будут страдать задержкой психического развития? Нет. В какой-то степени мы можем компенсировать это через морскую траву, ламинарию или морскую капусту, в какой-то степени можем через желток яйца, через сыры твердых сортов. Это может быть огородная зелень, шпинат. Но это все в небольших количествах. Часть их содержится в молоке. Но если мама не переносит молоко, значит, придется восполнять дефицит Омега-3 искусственным путем через добавки к питанию. И тогда ребенок будет развиваться хорошо, потому что основное, в чем нуждается центральная нервная система – это не только белок, это незаменимые жирные кислоты типа Омега-3.
#4. Ребенку 3-4 месяца
Многие мамы говорят,что 3-ий и 4-ый месяцы жизни очень похожи друг на друга, потому что мама и ребенок уже привыкли друг к другу, адаптировались. Ребенок растет, развивается. За 2-ой месяц он прибавил 800 грамм, а за 3-ий – уже 750. И так с каждым месяцем он будет чуть-чуть меньше набирать вес. Это норма.
К этому периоду ребенок уже достаточно много умеет: он реагирует на маму, реагирует на звуки. Он видит четко, поворачивает голову, он даже тянется ручками к игрушкам, которые мы подвесили на первом месяце жизни. И в этот период мы можем ему помогать – не только показывая погремушки, но и разыгрывая целые спектакли. Потому что он слышит, видит и даже понимает. И мы можем показывать ему игрушки, конечно же, а не мультфильмы, для того, чтобы он развивался.
Очень важным, конечно, является питание ребенка. Если мама кормит грудью, то, конечно, напрямую будет зависеть развитие ребенка и его умственные способности от качественного состава материнского молока. Я хочу подчеркнуть роль кальция. Вы знаете, например, что кормящая женщина в среднем в сутки теряет примерно 300 мг кальция через кормление ребенка?
Представляете себе: молодая женщина недополучает кальций, у нее развивается остеопороз, потому что ребенок будет забирать кальций от мамы. Чтобы кальций нормально усваивался, ему нужен витамин D. Большое значение придается витамину D, потому что фосфорно-кальциевый обмен любого человека подвязан к витамину D. Витамин D мы получаем через определенные продукты питания. А также не забывайте, что пребывание на солнце практически полностью обеспечивает наш организм витамином D. Поэтому гуляния с ребенком обязательны.
Но мама должна получать витамин D еще и с продуктами питания. Бывают такие ситуации, что не нравится маме тот или иной продукт питания. Тогда можно добавить ей витамин D искусственно. А давать ли ребенку витамин D – определит педиатр после оценки ребенка.
Еще одним важным элементом материнского молока является лютеин. Почему он так важен? Потому что основное место его накопления – это глаз, макула, желтое пятно нашего глаза. Поэтому помните, что для хорошего развития зрения, особенно в семьях, где кто-то пользуется очками, еще в молодом возрасте для этого нужен лютеин.
В этот период у ребенка уже и мышечный тонус начинает набирать силу, и он тянется за игрушками. Давайте ему игрушки, пусть он берет, облизывает их, изучает их.
Очень важным в этот период является то, что ребенок начинает приподнимать плечи, как бы пытаясь присесть. И многие родители начинают ему помогать, мол, «давай тянись». И он действительно будет тянуться, особенно на четвертом месяце. Но присаживать рано, потому что у ребенка плечевой пояс развивается достаточно неплохо, но мышечной силы, мышц спины, ягодиц у него совершенно не хватает. И тем более сажать ребенка с подпорками недопустимо, потому что мы испортим ему осанку, позвоночник, вплоть до серьезных травм брюшной полости. Рановато еще присаживать!
#5. 5-6 месяцев
Ребенок продолжает расти, развиваться и набирать вес. Он набирает 650-700 г. Малыш уже много чего умеет: он научился различать папу и маму по голосам, у него работает зрительный анализатор, он четко видит, кто к нему подошел. Он умеет тянуть в рот и ручки, и предметы, которые находятся рядом с ним.
Детки такого возраста уже поворачиваются с боку на бок самостоятельно. А некоторые начинают даже пытаться ползти. Здесь можно помочь ребенку: подставьте руку, пусть он сделает несколько ползающих движений вперед.
Еще одним важным достижением является то, что ребенок начинает присаживаться. И здесь помогите ему, ведь он уже наверняка тянется к вам. Не пытайтесь искусственно, насильно посадить малыша, а лишь помогите ему. Если видите, как он быстро устает, отпустите его. И это может быть вашей гимнастикой для него. Полностью он еще сидит неуверенно, поэтому наблюдайте – ребенок обязательно даст сигнал, что устал. Тогда пусть малыш полежит, отдохнет. Но такие упражнения можно делать регулярно.
Иногда детки такого возраста раньше начинают ползать, чем сидеть. Поэтому основное внимание родителей нужно уделить тому, чтобы ребенок не причинил себе травмы: не упал с кровати или с дивана, не взял в рот то, что ему подвернулось под руки, потому что все исследование окружающей среды ребенок получает через оценку в полости рта.
Важнейшим этапом в этот период также является введение первого прикорма. Прикорм вводится по рекомендации педиатра после осмотра данных физического, нервно-психического развития ребенка. Потому что некоторым детям нужна в виде первого прикорма каша, а другим – овощное пюре. Все индивидуально!
Еще одна особенность этого периода – начинают появляться первые зубки. 6 месяцев – это период прорезывания резцов. Как правило, у большинства режутся два нижних центральных резца. И вы поймете и почувствуете, как это бывает больно, потому что ребенок нервничает, у него постоянно во рту находятся ручки, даже два кулака, идет обильное слюноотделение.
Поэтому здесь важно помочь ему. Самая распространенная помощь – это препараты ибуфена. Так можно уменьшить эту воспалительную реакцию, боль. Можно смело дать или через ротик, или поставить свечку с ибупрофеном.
Также важно охладить место прорезывания зубов. Я не призываю мазать кремами и мазями, которые содержат анестетик лидокаин – это опасно для состояния сердечно-сосудистой системы. А вот охлаждать латексными или резиновыми прорезывателями можно. Их нужно подержать в холодильнике (но не замораживать). Также есть вспомогательные охлаждающие кремики на растительной основе, есть слабые обезболивающее гели на лекарственных травах.
Важнейшим для полноценного питания и развития ребенка продолжает оставаться грудное молоко. Это очень важно, потому что рост и развитие ребенка идут очень быстрыми темпами. К 6-ти месяцам он уже получил прививки (причем две в роддоме и потом еще три от шести различных заболеваний). Это нагрузка на его иммунную систему, но это пригодится ему в будущем.
И мамино молоко ему помогает, потому что содержит иммуноглобулины, которые не только защищают ребенка, но и помогают ему сформировать свой собственный иммунитет. Вот почему так важно грудное вскармливание, которое не только влияет на физическое, нервно-психическое развитие и психоэмоциональное его состояние, но также на иммунную систему.
#6. 7-8 месяц
Ребенок продолжает набирать вес, но уже в меньшем объеме, чем предыдущие месяцы. Он набирает 500-550 г в месяц. Но это не говорит о том, что он теряет в весе. Так устроено природой, что с каждым месяцем он набирает чуть меньше, чем в предыдущий.
Малыш активно развивается физически: у него хороший мышечный тонус, он неплохо координирует свои действия, точно попадает предметом в ротик, умеет и нос почесать! А двигательная активность его настолько развилась, что он не просто уверенно и самостоятельно сидит, он очень прекрасно ползает и продолжает исследовать окружающую среду.
Он может ползать и пытаться даже привстать. И здесь возникает самая распространенная ошибка родителей: они начинают ставить его на ножки. А у него и косточки еще недостаточно прочные, и мышечный тонус еще не пришел до состояния самообслуживания! Поэтому не заставляйте детей искусственно стоять возле какой-то опоры. Всему свое время!
К этому периоду у ребенку уже четыре зуба, у некоторых детей бывает и шесть. И он очень активно начинает ими пользоваться – он грызет все подряд, как бобер. Поэтому игрушки, которые мы ему даем, не должны быть деревянными или окрашенными. Это должен быть пластик или латекс. Смотрите, чтобы все, что он может погрызть, было безопасно для него, и к тому же очень легко обрабатывалось. Мыть можно просто теплой водой и мылом, дезрастворы не нужны.
Вы ввели уже два прикорма, и он кушает с утра не грудное молочко, а замечательную кашу. Причем к этому сроку мы ввели ему уже вторую кашу, и он ест в один день, например, гречневую, а в другой день – овсяную. Это первые каши, которые рекомендуют педиатры. Следующей кашей может быть рис. А затем – овощное пюре, в состав которого входит и капуста, и брокколи, и морковь, если нет аллергии, картофель.
В 8 месяцев некоторым детям мы разрешаем добавлять мясные консервы, потому что в этом возрасте уже можно пробовать вводить мясо.
Что касается питания мамы, в этом периоде, как и во всех остальных, мама должна питаться сбалансированно, потому что потребности ребенка в витаминах и в принципе в нутриентах возрастают. И можно определить даже на данном этапе, чего ребенку не хватает.
Если возникает дефицит витамина B1, мы будем видеть, что поведение ребенка изменилось, его нервная система не такая, у него измененный мышечный тонус.
Витамин B6 – это витамин, который нужен каждому органу, каждой ткани, не говоря уже о центральной нервной системе. Если ребенок тормозит в развитии, как физическом, так и умственном, у него могут нарушаться функции внутренних органов. Нет ли там дефицита витамина B6?
Я не говорю уже про дефицит витамина D. Конечно, я давно не видел детей с проявлениями рахита. Но этот витамин очень важен для каждого человека. Именно поэтому очень правильным и сбалансированным должно быть питание мамы, несмотря на то, что ребенку мы уже ввели два прикорма.
Родители очень часто сопровождают питание просмотром мультиков или прослушиванием каких-то мелодий. Мой совет – не отвлекайте ребенка от приема пищи. Он уверенно сидит в своем стуле и отвлекать его от приема прикорма не рекомендую.
К тому же давно доказан вред современных гаджетов на развитие мозга ребенка, вплоть до очень серьезных заболеваний. Ребенок в приеме пищи должен заниматься только приемом пищи. У него в руке может быть уже ложка для координации и тренировки будущего самостоятельного питания, а вторая ложка – у мамы или у папы. Мы будем разговаривать с ребенком, как наши бабушки: «А за папу скушай ложечку. А за маму». Но отвлекать мультиками или какими-то музыкальными, особенно шумными, мелодиями не стоит. Прием пищи для него должен быть спокойным, тогда он будет развиваться как нужно!
#7. 9-11 месяцы
Очень интересный период жизни – это 9-11 месяцы. Ребенок набрал вес – к годику он весит уже 10 килограмм и даже больше. Это зависит от его индивидуальных параметров, вплоть до того, с каким весом он родился. Поэтому к году он может компенсировать то, что не взял при рождении.
К этому возрасту у него достаточно мышечной массы и прочности костно-суставной системы, и он очень уверенно сидит. И не только! В 9 месяцев детки начинают вставать на ножки сами, в 11 они начинают ходить, некоторые даже чуть раньше. Вначале они ходят с поддержкой – бывает, что ребенку достаточно дать свой пальчик, он будет перемещаться вместе с вами. Также он может ходить, опираясь на диван или другую мебель. В год, как правило, все дети ходят уже без поддержки и опоры, самостоятельно передвигаясь.
Очень важным является обувь ребенка. Помните, что недопустимы какие-то мягкие элементы обуви (чешки, вязаные тапочки), потому что очень важна для и формирования свода стопы, и подошвенной части ноги плотная обувь. Это могут быть сандалики на очень маленьком (до 5 мм) каблучке. Но самое важное – чтобы пятка была в хорошей плотной обувной оболочке и пальчики из обуви не торчали. Стопа должна быть в обуви, и ребенок в этой обуви может ходить на улице на прогулке.
В домашних условиях я обычно разрешаю детям ходить босиком. Это тоже развитие стопы, связочного аппарата стопы, формирование более адекватной походки и также элемент закаливания.
Для формирования хорошей походки есть детские коврики для массажа, они рифленые. Здесь, помимо того, что мы проводим как бы массаж, ребенок наступает на коврик, который раздражает очень активные зоны рефлексов стопы. Многие знают, что здесь много биологически активных точек, которые буквально действуют на все органы и системы, поэтому для развития ребенка можно приобрести такой коврик. Это будет хорошо способствовать его развитию.
Очень важным является достаточное поступление в организм ребенка йода. Есть эндемически неблагоприятные районы, где наблюдается дефицит йода в почве, в атмосфере, в воде. А йод – это основной элемент для работы щитовидной железы. Есть заболевания, которые связаны напрямую с дефицитом селена.
Так вот, если мы имеем дефицит йода или селена, которые работают содружественно для щитовидной железы, мы можем получить дефицит гормонов щитовидной железы. А это в свою очередь приводит к снижению всего обмена веществ − и белков, и жиров, и углеводов. Это отразится не только на дефиците и даже дистрофии некоторых тканей и органов, но и дефиците развития ребенка в целом, в том числе и на его нервно-психическом развитии.
В этом возрасте ребенок не так значимо нуждается в молоке матери, потому что для него сейчас гораздо важнее естественные продукты с общего стола. Он будет доставать из тарелки еду, копируя то, как кушают взрослые. Поэтому помните: ребенок за столом будет повторять за вами и будет требовать ваше питание. Продумайте этот вопрос заранее.
У ребенка в этом возрасте уже 8 зубов, он может жевать, поэтому пища должна быть более грубоватая (не в виде пюре). Важно, чтобы ребенок учился жевать, перемалывать пищу, а не просто ее пить.
Поэтому помните, что ребенок нуждается и в питании, и в уходе, и в воспитании. А когда он в таком возрасте – он подражать будет вам. Поэтому покажите пример, как нужно себя вести, подумайте, что нужно правильного показать ребенку для его развития, какие звуки, какие слова, какие предметы. Занимайтесь ребенком – и все будет хорошо!
#8. Год
Ребенку исполнился годик! Он почти взрослый, потому что сам умеет ходить, залезать на диван, и вообще в этом возрасте он много чего умеет. И даже в свой первый день рождения он будет понимать, что у него сегодня какой-то праздник. Он не может до конца понять, что это, но обязательно обрадуется новым игрушкам. А это, как всегда, новый звук, новый цвет, новые игры!
Ребенок весит в этом возрасте 10-11 кг. Я говорю средний вес, бывает чуть-чуть не добрал – 9 кг, а бывает и 12, когда папа или мама у него достаточно крупные и высокие.
Ребенок уже пережевывает твердую пищу. Он ест пищу со взрослого стола, но мелкими кусочками. Конечно, пользоваться ножом и вилкой, как мама и папа, он еще не умеет, рановато! Но зато он знает, что такое ложка и умеет попасть ею себе в рот. Он прекрасно знает, что такое кружка, и может попить не только из бутылочки, но и из своей персональной кружки.
В этом возрасте ребенок в меньшей степени начинает нуждаться в пустышке. Он может посасывать палец или игрушку, а пустышка ему нужна, когда он нервничает, если его обидели или он хочет спать. Вот тогда, возможно, пустышка нужна. Поэтому в год пустышку он еще может использовать.
В этом возрасте родители должны обеспечить ребенку место для игр и его собственного времяпровождения. Потому что в годик он отлично может различать цвета и даже собирать пирамидку. Покажите ему, обучайте его. Есть много приспособлений для детей для развития: это разные пирамидки, имитация гирек, на глубину, ширину, вес.
В этом возрасте родители должны больше времени уделять психоэмоциональному развитию ребенка и навыкам его моторики. У него уже не просто хватательный рефлекс, у него уже есть как бы пинцетообразные движения пальчиками. Развивайте этот навык, найдите время, показывайте.
Также это очень хороший возраст для запоминания. Ребенок будет копировать вас и будет на этом учиться. Ваши движения, речь, слова он будет на подкорковые структуры, как на пленку, записывать. И уже к двум годам он будет общаться с вами словами! А сейчас дайте ему базу. В годик это очень удобно и полезно.
Но поскольку ребенок ходит и уже даже бегать пробует, обезопасьте ему место проживания и место игр. Нужно идти на шаг впереди ребенка, чтобы знать: здесь он может споткнуться, здесь он может упасть. Нужно убрать с его дороги все, за что он может зацепиться – провод, например, от телевизора или какая-то мелкая вещь.
Тем не менее ребенок не может так быстро отказаться от грудного молока. Если у мамы еще есть молочко, можно иногда давать грудь. Это создает близость, контакт друг с другом, чувство доверия и, если хотите, чувство взаимной любви. Обращайте внимание на то, что в грудном молоке не всегда будет полный набор питательных веществ. Обращайтесь к специалистам, они помогут сбалансировать питание мамы и малыша, чтобы он рос здоровым, красивым и радовал всех окружающих!
Оставьте свое мнение
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.